Preview

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». Реабилитация, Врач и Здоровье

Расширенный поиск

Изменения гормонольного фона у студентов–медиков в различные периоды обучения с учётом половых различий

https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2023.5.PHYS.1

Аннотация

Цель исследования: провести анализ изменений гормонального фона у студентов–медиков в различные периоды обучения с учётом половых различий.

Объект и методы. Для достижения поставленной цели было проведено исследование основных физиологических показателей у 120 студентов–добровольцев в возрасте от 18 до 24 лет. Для включения в исследование применялись следующие критерии: отсутствие острых или хронических заболеваний, что подтверждено наличием справок о состоянии здоровья, наличие середины менструального цикла (для женщин), согласие на проведение исследования.

Заключение. Изменения гормонального фона у студентов–медиков зависят от половой принадлежности и курса обучения. Наибольшие изменения гормонального фона выявлены у студентов 1–2 курсов, причём они не зависят от половой принадлежности, затем, на 3–4 курсах происходит некоторая стабилизация гормонального фона, при этом это больше касается представителей женского пола.

Об авторах

В. В. Масляков
Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского; Марийский государственный университет
Россия

Масляков Владимир Владимирович - д-р мед. наук, профессор кафедры мобилизационной подготовки
здравоохранения и медицины катастроф, ул. Б. Казачья, д. 12, Саратов, 410012;

ул. Б. Казачья, д. 12, Саратов, 410012 

 



О. Н. Павлова
Самарский государственный медицинский университет
Россия

Павлова Ольга Николаевна - д-р биол. наук, доцент, заведующая кафедрой физиологии с курсом безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф,

ул. Чапаевская, д. 89, Самара, 443099



Л. Х. Хабибрахманова
Марийский государственный университет
Россия

Хабибрахманова Лилия Хафизовна - канд. биол. наук, доцент кафедры физиологии и патологии,

пр. Ленина, д. 1, Йошкар-Ола, 424000 



Р. Р. Гильфанов
Марийский государственный университет
Россия

Гильфанов Руслан Ринатович - студент,

пр. Ленина, д. 1, Йошкар-Ола, 424000 



Е. Ю. Накаева
Медицинский университет «Реавиз»
Россия

Накаева Елена Юрьевна - аспирантка,

ул. Чапаевская, д. 227, Самара, 443001



Список литературы

1. Масляков В.В., Павлова О.Н., Федотова Н.Н. и др. Некоторые показатели гемостаза у практически здоровых лиц молодого возраста в зависимости от пола. Ульяновский медико-биологический журнал. 2021;3:61–70.

2. Андреева Е.А., Соловьева С.А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016;5(1) (14):140–143.

3. Лавров О.В., Пятин В.Ф., Широлапов И.В. Стресс-индуцированные гормональные реакции у студентов. Вестник новых медицинских технологий. 2012;XIX(4):110–112.

4. Лавров О.В., Пятин В.Ф., Широлапов И.В. Стресс-индуцированные особенности иммунологических показателей у людей дифференцированных вегетативно-гормональных кластеров. Медицинская иммунология. 2013;15(3):283–288.

5. Лавров О.В., Пятин В.Ф., Широлапов И.В. Адаптационные изменения показателей сердечно-сосудистой системы и сывороточного содержания гормонов в условиях экзаменационного стресса. Казанский медицинский журнал. 2012;93(3):461–464.

6. Геворкян Э.С., Минасян С.М., Абраамян Э.Т. Уровень электролитов и оксида азота в слюне студентов при умственно-эмоциональном напряжении. Гигиена и санитария. 2014;4:81–85.

7. Абраамян Э.Т., Минасян С.М. Корригирующее влияние ароматерапии на показатели вариабельности ритма сердца студентов при экзаменационном стрессе. Гигиена и санитария. 2016;95(6):563–568. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-6-563-568

8. Миронова О.И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов. Педагогика и психология образования. 2021;1:159–170. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-1-159-170

9. Авчинникова Д.А., Авчинникова С.О. Переживание экзаменационного стресса студентами с разными типами межполушарной асимметрии. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2017;4(18):40–46. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2017-4-40-46.


Рецензия

Для цитирования:


Масляков В.В., Павлова О.Н., Хабибрахманова Л.Х., Гильфанов Р.Р., Накаева Е.Ю. Изменения гормонольного фона у студентов–медиков в различные периоды обучения с учётом половых различий. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». Реабилитация, Врач и Здоровье. 2023;13(5):21-27. https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2023.5.PHYS.1

For citation:


Maslyakov V.V., Pavlova O.N., Habibrakhmanova L.H., Gilfanov R.R., Nakaeva E.Y. Changes in the hormonal background of medical students in different periods of study, taking into account gender differences. Bulletin of the Medical Institute "REAVIZ" (REHABILITATION, DOCTOR AND HEALTH). 2023;13(5):21-27. (In Russ.) https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2023.5.PHYS.1

Просмотров: 304


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-762X (Print)
ISSN 2782-1579 (Online)