Preview

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». Реабилитация, Врач и Здоровье

Расширенный поиск

Особенности показателей сердечно-сосудистой системы и психофизиологических параметров у студентов медицинских специальностей во время периода экзаменационной сессии и семинарских занятий

https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2024.2.PHYS.1

Аннотация

Актуальность. Сердечно-сосудистая система — одна из ключевых систем организма, которая определяет границы физической и умственной работоспособности человека и обеспечивает адаптацию организма обучающихся к образовательному процессу. При этом различные факторы способны вызывать у студентов напряжение адаптационных механизмов, одним из которых может являться период экзаменационной сессии.

Цель исследования: выявить различия показателей работы сердечно-сосудистой системы и психофизиологических параметров во время экзаменационной сессии и во время семинарских занятий у студентов-медиков второго года обучения.

Объект и методы. Исследование проведено на 22 студентах второго курса обоего пола. У испытуемых изучали частоту сердечных сокращений и артериальное давление и высчитывали значения индекса функциональных изменений, адаптационного потенциала и индекса Робинсона. Психоэмоциональный компонент оценивали по результатам теста Спилбергера - Ханина, теста Гилфорда и эффективности работы, которую вычисляли по времени работы с таблицами Шульте.

Результаты. Показатели работы сердечно-сосудистой системы демонстрировали рост напряжения адаптационных процессов во время семинарских занятий, по сравнению с периодом экзаменационной сессии, например значения индекса функциональных изменений достоверно менялось с 2,12 ± 0,09 до 2,25 ± 0,07 (р < 0,05). В то же время отмечалась тенденция увеличения ситуативной тревожности и достоверное увеличение времени работы с таблицами Шульте от 34,05 ± 2,73 до 44,01 ± 3,18 (p < 0,05).

Выводы. Полученные данные позволяют сделать предположение о напряжении адаптационных механизмов студентов-медиков второго курса, возникающие вне зависимости от экзаменационной сессии, что говорит о необходимости продолжения исследования с целью выявления стрессовых факторов.

Об авторах

О. Н. Павлова
Самарский государственный медицинский университет
Россия

Павлова Ольга Николаевна, Д-р биол. наук, доцент, заведующая кафедрой физиологии с курсом безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

ул. Чапаевская, д. 89, г. Самара, 443099



А. И. Будаев
Самарский государственный медицинский университет
Россия

Будаев Александр Иванович, Ассистент кафедры физиологии с курсом безопасности жизнеде­ятельности и медицины катастроф

ул. Чапаевская, д. 89, г. Самара, 443099



С. И. Павленко
Самарский государственный медицинский университет; Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Россия

Павленко Снежана Ивановна, Канд. биол. наук, доцент, доцент кафедры физиологии с курсом безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф; доцент кафед­ры физиологии человека и животных

ул. Чапаевская, д. 89, г. Самара, 443099

Московское шоссе, д. 34, г. Самара, 443086



А. М. Ковалёв
Самарский государственный медицинский университет
Россия

Ковалёв Александр Михайлович

Канд. биол. наук, доцент кафедры физиологии с курсом безопас­ности жизнедеятельности и медицины катастроф; Заведующий лабораторией генетических технологий в микробиологии НОПЦ ГЛТ

ул. Чапаевская, д. 89, г. Самара, 443099

 



Е. В. Макарова-Горбачёва
Клиники Медицинского университета «Реавиз»
Россия

Макарова-Горбачёва Екатерина Валерьевна, Заведующий рентгенодиагностическим отделением,

ул. Советской Армии, д. 245, г. Самара, 443011



Список литературы

1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина.1997;236.

2. Дубровинская Н.В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста. Физиология человека. 2015;41(2):113-122.

3. Кирсанов В.М., Шибкова Д.З. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе. Сибирский педагогический журнал. 2012;9:127-132.

4. Лезарева Т.А., Лытаев С.А. Об эффективности механизмов психофизиологической адаптации в динамике учебно-образовательного процесса. Педиатр. 2019;10(6):67-77.

5. Коневских Л.А., Оранский И.Е., Лихачева Е.И. Способ оценки адаптационного потенциала: патент RU 2314019, МПК A61B 5/02; публ. БИМП 1, 10.01.2008. 3

6. Надежкина Е.Ю., Мужиченко М.В., Филимонова О.С. Уровень тревожности и адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы студентов в период экзаменационного стресса. Евразийский Союз Ученых. 2015;12:3-7.


Рецензия

Для цитирования:


Павлова О.Н., Будаев А.И., Павленко С.И., Ковалёв А.М., Макарова-Горбачёва Е.В. Особенности показателей сердечно-сосудистой системы и психофизиологических параметров у студентов медицинских специальностей во время периода экзаменационной сессии и семинарских занятий. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». Реабилитация, Врач и Здоровье. 2024;14(2):21-25. https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2024.2.PHYS.1

For citation:


Pavlova O.N., Budaev A.I., Pavlenko S.I., Kovalyov A.M., Makarova-Gorbacheva E.V. Features of indicators of the cardiovascular system and psychophysiological parameters in medical students during the period of examination session and seminars lessons. Bulletin of the Medical Institute "REAVIZ" (REHABILITATION, DOCTOR AND HEALTH). 2024;14(2):21-25. (In Russ.) https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2024.2.PHYS.1

Просмотров: 247


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-762X (Print)
ISSN 2782-1579 (Online)