Preview

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». Реабилитация, Врач и Здоровье

Расширенный поиск

Развитие ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации

https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2022.4.OZOZ.3

Аннотация

Введение. Рассмотрены особенности развития инфраструктуры региональных ресурсно-методических центров ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации, специфика выявление детей целевой группы и семей, нуждающихся в услугах ранней помощи.

Цель: разработать научно обоснованные предложения по дальнейшему развитию ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации.

Материалы и методы: сведения федерального статистического наблюдения № 1-РП «Сведения по ранней помощи детям целевой группы» из 85 регионов Российской Федерации (далее – форма № 1 РП). Применены общенаучные методы (контент-анализ, аналитический, системно-структурный, сравнительный, статистический) и методологические приемы систематизации, сопоставления, обобщения, интерпретации с использованием стандартного пакета программ Exсel-7,0 для IBM PC.

Объект исследования: дети в возрасте от рождения до трех лет, нуждающиеся в услугах ранней помощи.

Предмет исследования: услуги ранней помощи, оказанные детям целевых групп и их семьям в субъектах Российской Федерации.

Результаты. Организации, оказывающие услуги ранней помощи, функционируют во всех 85 субъектах Российской Федерации. По данным статистического наблюдения в период 2019–2021 гг. отмечается рост количества организаций, оказывающих услуги ранней помощи (в целом, зарегистрировано увеличение на 21,4 % по Российской Федерации), в 53 субъектах созданы региональные ресурсно-методические центры ранней помощи. Отмечается увеличение количества организаций из сферы здравоохранения (на 3,8 %), в сфере образования (на 16,5 %), в сфере социальной защиты населения (на 2,3 %). Услуги ранней помощи детям и их семьям предоставляются в 17 субъектах Российской Федерации негосударственными организациями. В Российской Федерации создано 75 региональных ресурсно-методических центров ранней помощи детям и их семьям в 53 субъектах Российской Федерации, из них 12 – в сфере здравоохранения, 27 – образования, 36 – социальной защиты населения. Численность детей, отнесенных к целевой группе, по Российской Федерации составила 248 108 человек (4 % от общей численности детей в возрасте от рождения до достижения ими возраста трех лет). Доля детей, нуждающихся в услугах ранней помощи, в субъектах Российской Федерации в 2021 г. различается и варьирует от 0,3 до 23,4 %. По данным субъектов Российской Федерации по состоянию на 31.12.2021 количество специалистов, оказывающих услуги ранней помощи, составило 38 484 человек.

Обсуждение. С 2019 г. субъекты Российской Федерации проводят мониторинг состояния ранней помощи детям и их семьям по форме статистического наблюдения № 1-РП «Сведения по ранней помощи детям целевой группы». Сведения представлены от 85 субъектов Российской Федерации. По данным статистического наблюдения по состоянию на 31.12.2021 в Российской Федерации услуги ранней помощи предоставляют 6 429 организаций. Формирование и развитие инфраструктуры служб ранней помощи и повышение кадрового потенциала являются необходимыми условиями для развития ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации. Отмечается положительная динамика в росте численности специалистов, оказывающих услуги ранней помощи. Результаты анализа статистической формы № 1-РП позволяют оценить состояние и уровень развития ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации.

Выводы. Данные результата мониторинга позволяют разработать предложения по развитию услуг ранней помощи в субъектах Российской Федерации.

Об авторах

В. В. Лорер
Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта
Россия

Лорер Виктория Валерьевна, кандидат психологических наук, директор Методического и методологического федерального центра по ранней помощи и сопровождению, ведущий научный сотрудник отдела ранней помощи детям и их семьям Института ранней помощи и сопровождения; доцент кафедры общей и клинической психологии, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Санкт-Петербург


Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.



С. В. Павлова
Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта
Россия

Павлова Стефанида Васильевна, кандидат медицинских наук, руководитель отдела ранней помощи детям и их семьям Института ранней помощи и сопровождения

Санкт-Петербург


Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.



А. В. Сокуров
Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта
Россия

Сокуров Андрей Владимирович, доктор медицинских наук, директор Института ранней помощи и сопровождения

Санкт-Петербург


Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.



Т. В. Ермоленко
Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта
Россия

Ермоленко Татьяна Валерьевна, кандидат медицинских наук, заместитель директора Института ранней помощи и сопровождения

Санкт-Петербург


Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.



С. В. Малькова
Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта
Россия

Малькова Софья Вячеславовна, старший научный сотрудник отдела ранней помощи детям и их семьям Института ранней помощи и сопровождения

Санкт-Петербург


Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.



И. С. Ишутина
Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта
Россия

Ишутина Инна Сергеевна, кандидат медицинских наук, руководитель отдела медицинского обеспечения ранней помощи и сопровождения Института ранней помощи и сопровождения

Санкт-Петербург


Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.



Список литературы

1. Всеобщая декларации прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900204 (дата обращения: 21.03.2022).

2. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900759 (дата обращения: 21.03.2022).

3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/557309575 (дата обращения: 15.08.2022).

4. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/436736355 (дата обращения: 15.08.2022).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375249/ (дата обращения: 15.08.2022).

6. Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. № 3711-р [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/727686316 (дата обращения: 15.08.2022).

7. Приказ Минтруда России от 29 января 2019 г. № 46 «Об определении научных организаций, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, в качестве методических центров комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей – инвалидов» [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1340 (дата обращения: 15.08.2022).

8. Приказ Росстата от 22 марта 2019 г. № 161 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации федерального статистического наблюдения о сведениях по ранней помощи детям целевой группы» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/553941366 (дата обращения: 15.08.2022).

9. Письмо Минобрнауки России от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей») [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256454/ (дата обращения: 15.08.2022).

10. Приказ Минтруда России от 10 августа 2020 г. № 493 «Об утверждении методического и методологического федерального центра по ранней помощи и сопровождению».

11. Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, утвержденные Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 25 декабря 2018 года [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/handicapped/274 (дата обращения: 15.08.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Лорер В.В., Павлова С.В., Сокуров А.В., Ермоленко Т.В., Малькова С.В., Ишутина И.С. Развитие ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». Реабилитация, Врач и Здоровье. 2022;(4):109-124. https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2022.4.OZOZ.3

For citation:


Lorer V.V., Pavlova S.V., Sokurov A.V., Ermolenko T.V., Mal'kova S.V., Ishutina I.S. Development of early care for children and their families in the Russian Federation. Bulletin of the Medical Institute "REAVIZ" (REHABILITATION, DOCTOR AND HEALTH). 2022;(4):109-124. (In Russ.) https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2022.4.OZOZ.3

Просмотров: 378


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-762X (Print)
ISSN 2782-1579 (Online)