Preview

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». Реабилитация, Врач и Здоровье

Расширенный поиск

Семейное положение пациента в формировании его отношения к организации медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях

https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2023.4.OZOZ.1

Полный текст:

Аннотация

Введение. Семейное положение пациента является важным фактором, влияющим на его поведение, отношение к здоровью и системе здравоохранения. Семейные отношения могут положительно или отрицательно сказаться на уровне самооценки, общей психологической устойчивости и готовности к лечению. Например, многие люди, находящиеся в стабильных отношениях, более склонны следить за своим здоровьем, посещать врачей регулярно и получать необходимую медицинскую помощь. Однако также существуют негативные аспекты семейного положения, которые могут сказаться на отношении пациента к системе здравоохранения. Например, некоторые пациенты могут испытывать страх и смущение при обращении за медицинской помощью без своего супруга или партнера. Бывают и случаи, когда нежелание пациента обращаться к врачам связано с тем, что он не желает финансовой или эмоциональной помощи со стороны своей семьи, а предпочитает справляться со своими проблемами самостоятельно. Таким образом, семейное положение является важным фактором, который необходимо учитывать при анализе отношения пациентов к системе здравоохранения. Изучение этой проблемы может помочь медицинским учреждениям разработать более эффективные стратегии обслуживания и повышения уровня удовлетворённости пациентов медицинской помощью.

Материалы и методы. Первичные данные для проведения анализа были получены путём анкетирования 495 пациентов медицинских организаций г. Москвы. Сформированы две группы сравнения: основная группа (наличие брачных отношений) - 292 человека, контрольная (отсутствие брачных отношений) - 203 человека. С учётом непараметрического распределения первичных данных, для сравнения групп использовали критерий достоверности различий χ2, для определения зависимости использовали коэффициент ассоциации Ка.

Результаты. По результатам анализа, с учётом данных литературы, получены данные о различных подходах к оценке системы управления медицинской помощью у пациентов в зависимости от семейного статуса.

Выводы. Семейные пациенты более критичны к организации деятельности отдельных подразделений поликлиники, но их критика не приводит к значительному снижению общей оценки медицинской организации. Одинокие же пациенты меньше высказывают конкретные претензии, но снижают общую оценку деятельности медицинской организации.

Об авторах

С. Н. Черкасов
Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова
Россия

Черкасов Сергей Николаевич - доктор медицинских наук, доцент, главный научный сотрудник лаборатории 81 «Управления общественным здоровьем».

Профсоюзная ул., д. 65, Москва, 117342


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



А. В. Мартиросов
Московский медицинский университет «Реавиз»
Россия

Мартиросов Арам Вачаганович - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры «Общественное здоровье и здравоохранение».

Ул. Краснобогатырская, д. 2, стр. 2, Москва, 107564


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



А. В. Федяева
Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова
Россия

Федяева Анна Владимировна - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории 81 «Управления общественным здоровьем».

Профсоюзная ул., д. 65, Москва, 117342


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



Л. В. Кудряшова
Московский медицинский университет «Реавиз»
Россия

Кудряшова Лариса Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры «Общественное здоровье и здравоохранение».

Ул. Краснобогатырская, д. 2, стр. 2, Москва, 107564


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



Список литературы

1. Genovese U., Del Sordo S., Pravettoni G., Akulin I.M., Zoja R., Casali M. A new paradigm on health care accountability to improve the quality of the system: four parameters to achieve individual and collective accountability. Journal of Global Health. 2017 ;7(1 ):010301. https://doi.Org/10.7189/jogh.07.010301

2. Волкова O.A., Смирнова E.B., Черкасов C.H. Региональные аспекты оценки эффективности управления ресурсами медицинских организаций. Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2020;13(4):401-412. https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2020.064.

3. Шаповалова M.A., Анопко В.П. Условия реформирования здравоохранения. В мире научных открытий. 2010;2-4(8):159-160. https://nau-karus.com/usloviya-reformirovaniya-zdravoohraneniya

4. Meshkov D, Bezmelnitsyna L, Cherkasov S. A data management model for proactive risk management in healthcare. Advances in Systems Science and Applications. 2020;20(1):114-118. https://doi.Org/10.25728/assa.2020.20.1.864

5. Черкасов C.H., Волкова O.A. К вопросу рационального управления ресурсами медицинских организаций. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2017;5-6:27-34. https://ps.newdiamed.ru/issue/id45366/id45380.

6. Черкасов C.H., Горбунов А.Л., Саидов С.С., Федяева А.В., Сухов А.А. Половозрастные различия отношения к соблюдению рекомендаций врача пациентами хирургического профиля. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: реабилитация, врач и здоровье. 2022;4(58):98-103. https://doi.Org/10.20340/vmi-rvz.2022.4.OZOZ.1

7. Лысов H.A., Белоконев В.И., Супильников А.А. Возможности использования нейросетевых технологий в прогнозировании результата хирургического лечения пациента с грыжей. Фундаментальные исследования. 2011 ;11-3:530-535.

8. Missinne S, Meuleman В, Bracke P. The popular legitimacy of European healthcare systems: a multilevel analysis of 24 countries. Journal of European Social Policy. 2013;23:231-247. https://doi.org/104177/09589287134800

9. Munro N, Duckett J. Explaining public satisfaction with health-care systems: findings from a nationwide survey in China. Health Expectations: An International Journal of Public Participation in Health Care and Health Policy. 2016; 19(3):654-666. https://doi.Org/10.1177/0958928713480065

10. Сараев A.P., Сахибгареева Э.Х., Черкасов C.H., Сопова И.Л. Оценка социального статуса потенциального потребителя как условие обеспечения высокой эффективности деятельности медицинской организации. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2013;2-3(12-13)4 31-132. https://www.rosmedobr.ru/journal/2013-god/.

11. Егиазарян K.A., Черкасов C.FI., Аттаева Л.Ж. Мониторинг реализации государственной политики в области профилактики производственного травматизма. Общественное здоровье и здравоохранение. 2016;3(51 ):31-35. https://ps.newdiamed.ru/issue/id29106/id29290.

12. Кочубей A.B. Качество медицинской помощи: теория. Московский хирургический журнал. 2017; 1(53):48-52. https://readera.org/142211303.

13. Деев И.А., Кобякова O.C., Бойков B.A., Шибалков И.П., Барановская С.В., Протасова Л.М., Шнайдер Г.В., Суворова Т.А. Удовлетворенность граждан как индикатор эффективности организационных моделей оказания медицинской помощив амбулаторном звене. Менеджер здравоохранения. 2020;8:35-40. https://doi.org/10.37690/1811-0185-2020-8-35-40.

14. Лысов НА, Пензина О.П., Прохоренко И.О., Супильников А.А., Девяткин А.А. Результаты анкетирования пациентов по вопросам качества сестринской помощи. Фундаментальные исследования. 2012;4-1:80-83.

15. Lehrich BM, Goshtasbi K, Brown NJ. Predictors of Patient Satisfaction in Spine Surgery: A Systematic Review. World Neurosurgery. 2021; 146:1160— 70. https://doi.Org/10.1016/j.wneu.2020.11.125

16. Бузина T.C., Бузин B.H. Социально-психологические аспекты лечебного процесса. Профилактическая медицина. 2018;21(4):20-24.

17. Супильников A.A., Чебыкин А.В., Трифонова M.B. Клинико-статистические показатели общественного здоровья и здравоохранения России и методики их расчета: учебное пособие. Самара, 2012.

18. Александрова О.Ю. и др. Развитие технологий здоровьесбережения: от индивидуального подхода к семейному. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021 ;29(6):1470-1474.


Рецензия

Для цитирования:


Черкасов С.Н., Мартиросов А.В., Федяева А.В., Кудряшова Л.В. Семейное положение пациента в формировании его отношения к организации медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». Реабилитация, Врач и Здоровье. 2023;13(4):175-180. https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2023.4.OZOZ.1

For citation:


Cherkasov S.N., Martirosov A.V., Fedyaeva A.V., Kudryashova L.V. Marital status of a patient in the formation of his attitude to the organization of medical care provided on an outpatient basis. Bulletin of the Medical Institute "REAVIZ" (REHABILITATION, DOCTOR AND HEALTH). 2023;13(4):175-180. (In Russ.) https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2023.4.OZOZ.1

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-762X (Print)
ISSN 2782-1579 (Online)