Взаимосвязь адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы с некоторыми психофизиологическими свойствами личности у студентов медицинских специальностей
https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2024.1.PHYS.2
Аннотация
Актуальность. Адаптационный потенциал является важным показателем эффективности работы сердечно-сосудистой системы. Возможной причиной возникновения напряжения адаптационных процессов может являться ситуативная тревожность, при этом вопрос о предикторах её возникновения и её влиянии на когнитивные способности студентов-медиков остаётся не до конца изученным.
Цель исследования: изучить взаимосвязь показателей адаптации сердечно-сосудистой системы с уровнем ситуативной тревожности, а также проанализировать отдельные параметры внимания и социального интеллекта у студентов второго курса обучения медицинского университета.
Объект и методы. В ходе исследования оценили состояние сердечно-сосудистой системы, уровень ситуативной тревожности, уровень развития социального интеллекта и уровень внимания у 22 студентов обоего пола.
Результаты. Адаптационный потенциал составляет 8,56±0,354 балла, что свидетельствует о неудовлетворительной адаптации обучающихся. Анализ индекса функциональных изменений показал удовлетворительное состояние адаптационных механизмов, при этом у 27% студентов отмечалось напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы, что может свидетельствовать о чрезмерном влиянии стрессовых факторов на функциональные возможности организма. Помимо этого, были выявлены корреляционные связи между: индексом функциональных изменений и уровнем ситуативной тревожности; ситуативной тревожности и уровнем развития социального интеллекта и между показателем ситуативной тревожности и продолжительностью работы с таблицами Шульте.
Выводы. Проведённое исследование позволило оценить состояние адаптационных механизмов обучающихся и выявить причину напряжения этих механизмов развитие тревожных состояний.
Об авторах
О. Н. ПавловаРоссия
Павлова Ольга Николаевна -д-р биол. наук, доцент, заведующая кафедрой физиологии с курсом безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф,
ул. Чапаевская, д. 89, г. Самара, 443099
А. И. Будаев
Россия
Будаев Александр Иванович - ассистент кафедры физиологии с курсом безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, ул. Чапаевская, д. 89, г. Самара, 443099;
ул. Советской Армии, д. 245, г. Самара, 443011
Д. С. Громова
Россия
Громова Дарья Сергеевна - старший преподаватель кафедры общей и молекулярной биологии,
ул. Чапаевская, д. 89, г. Самара, 443099
С. И. Павленко
Россия
Павленко Снежанна Ивановна - канд. биол. наук, доцент, доцент кафедры физиологии с курсом безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, ул. Чапаевская, д. 89, г. Самара, 443099;
доцент кафедры физиологии человека и животных, Московское шоссе, д. 34, г. Самара, 443086
Е. В. Макарова-Горбачёва
Россия
Макарова-Горбачёва Екатерина Валерьевна - заведующий рентгенодиагностическим отделением,
ул. Советской Армии, д. 245, г. Самара, 443011
А. В. Иващенко
Россия
Иващенко Антон Владимирович - доктор технических наук, профессор, директор Передовой медицинской инженерной школы,
ул. Чапаевская, д. 89, г. Самара, 443099
Список литературы
1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина. 1997;236.
2. Коневских Л.А., Оранский И.Е., Лихачева Е.И. Способ оценки адаптационного потенциала: патент RU 2314019, МПК A61B 5/02; публ. БИМП 1, 10.01.2008.
3. Spielberger C.D. Theory and research of anxiety. Anxiety and Behavior: abstr. N.Y.1966;3–38.
4. Тимофеева Ю.Н. Основные трудности адаптационного периода первокурсников медицинского вуза. Педагогика, психология, общество: современные тренды: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 24 апреля 2020 г. Чебоксары: ИД «Среда». 2020;252–255.
5. Endler N.S., Kocovski N.L. State and trait anxiety revisited. J. Anxiety Disord. 2001;15(3):231–245.
6. Rubio I.M., Ángel N.G., Esteban M.D.P., Ruiz N.F.O. Emotional Intelligence as a Predictor of Motivation, Anxiety and Leadership in Athletes. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022;19:7521.
7. Bar-On, R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). Psicothema. 2006;18:13-25.
8. Айзенк Х. Психологические теории тревожности. Тревога и тревожность: хрестоматия; сост. В. М. Астапов. СПб.: Пер Сэ, 2008;217–239.
Рецензия
Для цитирования:
Павлова О.Н., Будаев А.И., Громова Д.С., Павленко С.И., Макарова-Горбачёва Е.В., Иващенко А.В. Взаимосвязь адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы с некоторыми психофизиологическими свойствами личности у студентов медицинских специальностей. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». Реабилитация, Врач и Здоровье. 2024;14(1):42-46. https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2024.1.PHYS.2
For citation:
Pavlova O.N., Budaev A.I., Gromova D.S., Pavlenko S.I., Makarova-Gorbacheva E.V., Ivashchenko A.V. The relationship between the adaptive potential of the cardiovascular system and some psychophysiological personality properties in medical students. Bulletin of the Medical Institute "REAVIZ" (REHABILITATION, DOCTOR AND HEALTH). 2024;14(1):42-46. (In Russ.) https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2024.1.PHYS.2